Российская газета,
30 июня 2014 г.
ОСАГО не ждет
907 просмотров
В конце прошлой недели состоялось заседание Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, на котором был принят ряд решений, способных еще больше усугубить положение в страховой отрасли. В случае принятия Госдумой предлагаемых изменений в закон об ОСАГО пострадают не только тысячи автолюбителей, вынужденных больше платить за автогражданку, но и страховщики, которые окажутся на грани выживания.
В законе об ОСАГО 2003 года вообще не говорилось о том, что при расчете размера ущерба нужно учитывать, насколько была утрачена товарная стоимость автомобиля в результате аварии (проще говоря, сколько потеряет человек при продаже автомобиля, попадавшего в аварию). Несколько лет спустя Верховный суд постановил: закон о защите прав потребителей должен распространяться и на автострахование. Поэтому при расчете размера ущерба утрата товарной стоимости должна была учитываться. На первый взгляд это казавшееся справедливым решение на самом деле дало возможность армии так называемых «автоюристов» отсуживать у страховых компаний суммы, в разы превышающие реально нанесенный ущерб. Причем выигранные деньги не доходили до пострадавших, оседая в карманах тех самых «автоюристов». Учет утраты товарной стоимости лишь усилил нагрузку на страховщиков, в результате многие из них вынуждены были уйти из регионов. Чтобы решить эту проблему, в начале текущего года были согласованы поправки к закону об ОСАГО, согласно которым утрата товарного вида не должна учитываться. Это пресекло бы деятельность автомошенников раз и навсегда. Редакция этого законопроекта была согласована с Центробанком, в правительстве РФ, с экспертами-актуариями. Однако на состоявшемся на прошлой неделе заседании Комитета Государственный Думы было почему-то принято другое решение - утрату товарной стоимости нужно все же считать. И все бы хорошо, но только эта мера может привести к росту тарифа минимум на 10%. Это не единственное предложение думских депутатов, благодаря которому «бизнес» автомошенников может и дальше расцветать пышным цветом. Существует понятие досудебное урегулирование. По-другому, мирное разбирательство спора между страховщиком и страхователем без вмешательства судебных инстанций. Этот период отводится на рассмотрение страхового случая, проведение экспертиз и выплату возмещения, урегулирование споров, если таковые возникают. В Европе этот срок составляет 60 дней. Наш закон об ОСАГО предполагает срок в два раза меньший - 30 дней. Но, как показывает практика, часто даже этого срока было недостаточно для проведения всех процедур, а Комитет Госдумы по финансовому рынку хочет срезать и без того малый срок, оставив только 25 дней. Из которых на досудебное урегулирование отводится лишь 5 дней. Чем это обернется для страховщиков и страхователей? Эксперты говорят: за пять дней страховая компания может объективно не успеть урегулировать ситуацию. И тут на сцену выйдут автомошенники, которые предложат страхователю за определенную сумму переуступить им право требования. Страхователь, не искушенный юридически, деньги берет, переуступает право требования, а «автоюрист» идет в суд и отсуживает несуразно большие суммы. Такое, увы, будет происходить повсеместно. Как с этим бороться? Только за минувший год убытки страховщиков по ОСАГО превысили 3 миллиарда. Предсказать, что будет, если данная поправка все же пройдет второе чтение, невозможно. Но уже понятно, что те немногие страховщики, которые все еще продают ОСАГО в убыточных регионах, завтра свернут свой бизнес вообще. Что выберут автовладельцы - «серые» полисы, отказ от автомобилей или протесты? Специалисты по страховым тарифам подсчитали, насколько должен быть увеличен тариф, чтобы обеспечить рентабельность ОСАГО и стабильность выплат (см. инфографику). В частности, на 11,79% должен быть проиндексирован базовый тариф с учетом инфляции за последние 10 лет, более чем на 28% может вырасти лимит «по железу», еще где-то на 24 процента увеличится плата за риски, связанные со здоровьем. Плюс другие факторы. Итого тариф на ОСАГО вырастет без малого в два раза. Особо хочется сказать вот о чем. С 1 октября текущего года вырастут тарифы (в пределах 24%) и лимиты выплат по «железу». Все логично: заплатил за услугу больше - получил большие выплаты. Однако депутаты предлагают: а давайте будем выплачивать по увеличенным лимитам даже тем, кто купил полисы до 1 октября. Понятно, что в первые месяцы таковых будет большинство. Сборы же копеечные в сравнении с увеличенными лимитами. Чем рискуем? Все тем же. Страховщики продолжат разоряться, уходить и из регионов, и с рынка ОСАГО вообще, а автовладельцы, естественно, молчать не будут. По-хорошему можно было предложить: оформившие полисы до 1 октября могут либо доплачивать (чтобы рассчитывать на выплаты по новым лимитам), либо расчет ущерба для них будет вестись по старым лимитам. Считаю, что депутаты при проработке и подготовке таких резонансных документов, как закон об автогражданке, должны учитывать экспертное мнение, позицию участников рынка, рядовых автолюбителей, которые заинтересованы в цивилизованном страховании, а не принимать непродуманные решения.
Виктор ВЕРШИНИН, эксперт
Вся пресса за 30 июня 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право
| В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
6 ноября 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 6 ноября 2025 г.
Урегулирование убытков в Азии: человеческий фактор, технологии и новая роль страховщика

|
|
Казахстанский портал о страховании, 6 ноября 2025 г.
Morningstar DBRS: страховщикам Европы необходимо скорректировать тарифы для электромобилей

|
|
Компания онлайн, 6 ноября 2025 г.
Статистика безответственности: половина таксопарка вне закона

|
|
Казахстанский портал о страховании, 6 ноября 2025 г.
Fitch: крупнейшие европейские страховщики сохраняют «сильную» рентабельность и устойчивость капитала

|
|
Известия онлайн, 6 ноября 2025 г.
РСА сообщил о низком уровне страхования такси по ОСАГО

|
|
Самарская газета, 6 ноября 2025 г.
Самарские троллейбусы и трамваи застрахуют на 4,8 млн рублей

|
|
Медиа 73, Ульяновск, 6 ноября 2025 г.
Жительница Ульяновска через суд увеличила выплату по ОСАГО

|
|
Санкт-Петербургские ведомости, 6 ноября 2025 г.
ОСАГО для Бобика

|
|
Деловой Казахстан, 6 ноября 2025 г.
Казахстан отстаёт от мира по уровню страхования жизни

|
|
Сибирское информационное агентство, Иркутск, 6 ноября 2025 г.
Заёмщики Сбера из Иркутска получили выплаты по кредитному страхованию жизни на 395,8 млн рублей

|
|
Деловой квартал-Новосибирск, 6 ноября 2025 г.
Грузоперевозки на Дальний Восток: вызовы и возможности

|
|
Sputnik Абхазия, 6 ноября 2025 г.
Помощь гражданам: как работает фонд обязательного медстрахования Абхазии

|
|
Авторамблер, 6 ноября 2025 г.
В России установлен рекорд оформлений ДТП по европротоколу

|
|
Sputnik Армения, 6 ноября 2025 г.
За обязательную медстраховку в Армении гражданам почти не придется доплачивать — министр

|
|
AK&M, 6 ноября 2025 г.
Американская KKR намерена расширить присутствие страхового подразделения в Индии

|
5 ноября 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 5 ноября 2025 г.
В Европе создана новая ассоциация MGA — Федерация агентств по подписке (FASE)

|
|
Казахстанский портал о страховании, 5 ноября 2025 г.
Малайзийские врачи обвиняют страховщиков и администраторов во вмешательстве в клинические решения

|
 Остальные материалы за 5 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|